Экспедиция

Область Великих озер. Нагчу Дзонг – Сара Дзонг

Была еще ночь, когда все поднялись и занялись упаковкой постельных принадлежностей. 4 марта 1928 г. запомнится всем членам экспедиции как окончание плена на негостеприимных нагорьях Тибета. Рассвет мягко окрашивал небо, а снежные вершины горной цепи Шанг-шунг, находящейся позади нас, были окутаны темно-синей дымкой.

Мы решили покинуть Нагчу после отправки тяжелогруженого транспорта. Мы выехали около шести утра, поднялись на невысокую гряду в западном направлении и вышли на широкую равнину, окруженную низкими скалистыми хребтами. Мы входили в район Великих Озер – огромный водный бассейн, состоящий из ряда очень соленых озер, расположенных одно за другим севернее Трансгималаев.

18 марта, 1928 г. Раннее утро было ясным, и день обещал быть солнечным. Нам хотелось ускорить отъезд, чтобы пересечь гребень горы, расположенной западнее Чанглунгхара до того, как начнется ежедневная полуденная буря.

22 марта. Мы двинулись в путь рано, несмотря на морозное утро и температуру -13 град. Цельсия. Место называлось Доринг, или Одинокий Камень, из-за любопытных мегалитических памятников, найденных поблизости. Мегалитические памятники находились милях в тридцати южнее большого соленого озера Пангонг тшоча и относились к добуддийскому периоду тибетской истории. Сравнивая знаменитые мегалитические памятники Карнака в Британии и обнаруженные мегалиты Тибета, поражаешься их удивительному сходству.

24 марта. Из-за неизбежной задержки с караванными животными, которым предстояло преодолеть высокий гребень на юге долины, мы вышли в путь только в половине десятого. Преодолев несколько песчаных гребней, мы вошли в широкую долину, где находилось озеро Гоманг тшо.

29 марта. Всю ночь громкие крики пастухов возвещали о прибытии группы вьючных яков. Мы отправились в путь в семь часов утра и, обогнув известняковый отрог к северо-западу от дзонга, направились через каменистую равнину к юго-западному берегу озера Чаринг тшо. Через равнину протекала река Таглунг Цангпо, которая впадает в Чаринг тшо. Река оказалась замерзшей, и мы без труда перешли на другой берег.

2 апреля. Мы выехали очень рано с целью добраться в тот же день до берегов Нганце тшо.

8 апреля. Было около семи часов утра, когда все было приведено в походную готовность и мы выехали на юг через обширную равнину Чокчу к горе, находящейся приблизительно в шести милях от лагеря.

14 апреля. Мы выехали рано, несмотря на вновь возникшие трудности с вьючными животными. Покинув стоянку, мы проследовали через ущелье, которое постепенно поднималось к высокому перевалу Сангмо.

19 апреля. Мы выехали в семь часов утра и вернулись немного назад по пройденной дороге до узкой долины, ведущей к перевалу Цукчунг ла (18000 футов). На горизонте с запада и востока поднимались могущественные снежные вершины Трансгималаев. Самым заметным среди них был прекрасный пик Сага Джочунг, отчетливо видимый среди вершин, образующих восточную ветвь горной цепи, на которой находился перевал Цукчунг. Спуск был крутым, и всем пришлось идти спешившись вниз по песчаным склонам. Сага дзонг скрывался за низким песчаным отрогом, вдающимся в равнину. Сага представлял собой пестрое сборище грязных каменных лачуг и находился на месте, открытом для всех ветров и бурь тибетского нагорья. Перед деревней мы были встречены местными чиновниками, которые проводили нас в подготовленный лагерь.