Биография

 

Сердце Азии

Во время экспедиции Николай Константинович Рерих познакомился с таким воодушевляющим понятием, как Шамбала, самым священным словом в Азии.

Песнь о Шамбале. 1943 г.

Из записей Н. К. Рериха: "Если же вы хотите быть поняты в Азии, как желанный гость, вы должны встретить хозяев ваших самыми священными словами. Вы должны доказать, что эти понятия для вас не пустой звук, что вы цените их и можете ввести их в понятие эволюции".

У русского народа до сих пор живо представление о священной стране, только называют ее по другому - Беловодьем. Особенно живо это представление на Алтае. Люди русские в поисках справедливости отважно устремлялись навстречу неизвестности, на восток, и чаще всего в поисках Беловодья погибали. Пржевальский потом встречал могилы отважных богоискателей.

Странник Светлого града.
1939 г.

"Коли душа твоя готова достичь это место через все погибельные опасности, - говорил Рериху один алтайский старовер, - тогда примут тебя жители Беловодья. А коли найдут тебя они годным, может быть, даже позволят тебе с ними остаться. Но это редко случается. Много народу шло в Беловодье. Наши деды... тоже ходили. Пропадали три года и дошли до святого места. Только не было им позволено остаться там, и пришлось вернуться. Много чудес говорили они об этом месте. А еще больше чудес не позволено им было сказать".

Три меча. 1932 г.

Во время экспедиции Рериха в древнем урочище Карга было найдено изображение меча. Подобные мечи на скалах приписывались тибетцами легендарному герою Гесэр-Хану, с именем которого связывались в народе чаяния новой жизни.

Николай Константинович в своем произведении "Сердце Азии" приводит тибетские пророчества о Шамбале и Майтрейе, будущем правителе века всеобщей справедливости и благосостояния.

"Из священного царства срок указан, когда расстелить ковер ожидания. Знаками семи звезд откроются врата. Обойдет знамя Шамбалы срединные земли Благословенного, признавшие его возрадуются и содрогнутся отвергшие".

Экспедиция Н.К. Рериха сталкивалась с необычными знаками и явлениями.

Из записей Н. К. Рериха: "Обнаженные скалы и бесконечная пустыня... Неожиданно мы все почувствовали аромат, как запах лучших курений Индии. Откуда он идет? Ведь мы окружены голыми скалами. Но лама улыбается: "Чувствуете вы ароматы Шамбалы?"

"...Один из бурятских лам поднимает руку к голубому небу... Мы наблюдаем объемное сфероидальное тело, сверкающее на солнце, ясно видимое среди синего неба. Оно движется очень быстро. Затем мы замечаем, как оно меняет направление более к юго-западу и скрывается за снежной цепью Гумбольта... Ламы шепчут: "Знак Шамбалы".

В "Сердце Азии" внимание Рериха привлекает складывающиеся в те годы нравственно-духовное учение синтетической Агни-Иоги. Ссылки на Агни-Иогу (Огненное Учение по-русски), цитаты из нее можно встретить не только в "Сердце Азии", но почти во всех поздних работах Рериха. Агни-Иога, по его мнению, точно отвечает характеру наступающей эпохи, когда человечество приблизилось к овладению тонкими видами энергий. Рерих радуется тому обстоятельству, что мысли Махатм, запечатленные а Агни-Иоге, находятся "в полном согласовании с новыми проблемами науки". Космический луч Милликана, относительность Эйнштейна, музыка сфер Теремина принимаются на Востоке совершенно положительно; древние ведические и буддийские традиции подтверждают их. Так встречаются Восток и Запад.