Первые успехи
Первые картины Рерих посвящает древнерусской истории. Это видно даже по названиям картин: "Начало Руси", "Славяне", "Сходятся старцы", "Заморские гости", "Строят ладьи", "Гонец".
Заморские гости
Осенью 1900 г. Рерих отправляется в Париж на всемирную выставку и остается там на весь сезон; он поступает в мастерскую Кормона, автора известных больших исторических композиций. Здесь, среди кипения парижской жизни, Рерих работает над "Заморскими гостями", задуманными еще в России. Кормон одобрял это и даже ставил в пример постоянство и верность себе ученика из России.
В России картины его появляются на академической весенней выставке 1902 года, откуда они были приобретены Государем Императором ("Заморские гости").
Стилистические искания мастера, его стремление к лаконизму и четкости выражения сказались в картинах "Ладьи строят" (1903 г.), "Славяне на Днепре" (1905 г.), где так бодро звучат полные зеленые, красные и желтые тона.
Славяне на Днепре
Вот картина "Утро" (1906 г.): в певучих, прохладных, серебристо-серых и сапфирных тонах плывут неспешные облака, стройным станом растут прибрежные ели, юноши бьют стрелами высоко летящих лебедей, седой старец любуется на молодых. Следует отметить сгущенность и яркость красок, смелую свободу мастерства художника.
Утро
Картина "Ункрада" (1909 г.) передает тоску русской девушки по родной земле. Вот как поэтично передает это настроение Алексей Ремизов, русский писатель:
Ункрада
"Что стоишь не веселая - белая береза - сестра моя родимая?
Или опечалила весть моя недобрая, или сердцем что зачуяла, или вспоминаешь ты о чем?..
Одну думу думаю и во сне мне снится на чужбине один сон, и как скажешь о твоем имени - Россия!
Русь моя, моя родина привольная, ширь и воля, вольность русская, белая береза, сестра моя родимая!
- вся душа замучится и растет тоска как тьма вечерняя осеннею порой. Вижу тебя, родина далекая".
В "Ункраде" художник разрабатывает светлую, чуть грустную северную гармонию тускло-голубого, зеленого и серебристого.