Говорить по сознанию
 
     2О9. Применение  канона  -  "Господом твоим" положите в основание действий ваших.
     21О. Не моим Господом, но твоим.
     211. Канон  Господом  твоим в жизни должен быть применен почти на каждом шагу. При каждом собеседовании, когда нет объединения сознаний, наша  первая  обязанность  не  разъярить  собеседника  противоречием и порицанием его убеждений,  но начав с лучших возможностей его и исходя от уровня его сознания, постепенно т терпеливо мы должны расширять его горизонт...  Так вовремя нужно учиться вести  беседы  без  вражды,  но дружелюбно оценивая своего собеседника.  Именно вести их с терпением и уважением к противнику,  не допуская ни  раздражения,  ни  насмешки  и прочих  недостойных  приемов.  В  каждой беседе нужно уметь жертвовать собою,  своим знанием,  не  кичиться  своею  просвещенностью...  Таким образом, и канон Господом твоим есть проявление самопожертвования, без которого ничто не может достигнуто... Если хотите, примите этот канон, как проявление милосердия.
     212. По  сознанию  говорить,  значит уже быть на высокой ступени. Различные догмы особенно вредны тем,  что они дают недвижную  формулу, не считаясь  с  уровнем сознания.  Сколько отрицаний,  сколько гнева и смущения происходит лишь от степени сознания! И не только степень, но настроение сознания так часто является решающим. Довольно говорилось о вреде раздражения,  которое  туманит  сознание,  но  и  помимо   этого главного врага,  нужно  помнить о всех малых отвлечениях мысли.  Нужно приучиться нести основную мысль бытия не затуманенно. Так, когда  школьные  учителя  поймут,  что  есть  обращение   по сознанию,  тогда  начнется  истинная  эволюция.  Невозможно  разделить человечество лишь по возрасту или по  классам.  Постоянно  видим,  как некоторые  дети нуждаются в слове возмужалом,  и пожилые люди,  иногда государственного   положения,    могут    уразуметь    лишь    детские соображения... Так нужно уметь говорить по сознанию собеседника.  Не легко  это, но составляет прекрасное упражнение для сообразительности.
     213. Говорите  по   сознанию   собеседника.   Нетерпимость   есть несменная одежда.
    214. Самое важное, самое ответственное, это умение дать каждому по сознанию. Самое  страшное  дать  больше,  нежели  сознание собеседника может вместить.  Дать неподготовленному сознанию  слишком  много,  все равно, что  дать  ребенку  играть  с  заряженным  револьвером.  Потому подходите к каждому каноном "Господом  твоим",  осторожно  направляя  и расширяя его кругозор.
     215. Вы знаете,  насколько трудно достижима гармония сознания. Мы не говорим об уравнении сознаний,  ибо по щедрости Вселенной равенства не существует.  Но и при неповторимости,  все же,  требуется  гармония всех  частей.  Тем  труднее  вообразить,  какими сложными путями можно способствовать равнению сознаний.  Один человек уже всходит к вершине, но другой еще не приблизился к подножию, не имеют они общего мышления. Если  дадите  им  одинаковые  познания,  то  для  одного   они   будут недостаточны,  но  для  другого  они  переполнят его мышление и внесут смущение до предательства.  Учитель много раз должен  примерить,  что, именно,   может   вместиться  без  вреда.  Лучше  недосказать,  нежели переполнить и довести до предательства. Сущность мудрости в том, чтобы понять все разновидности, пригодные для гармонии. Так можно видеть как Учитель иногда спешит,  но другой раз удерживает.  Нужно  понять,  что Учитель  в  это  время наблюдает целую процессию путников и равняет их шаг.
     216. Прошу    Вас    не   волноваться   никакими   непониманиями, высказанными встречающимися Вам людьми.  С каждым приходится  говорить по сознанию.  Этим  заветом живет и все Белое Братство.  В этом завете заключается великая мудрость, и благо, и великое сострадание.
     217. Так во всем Он отвечал по сознанию. Можно учиться простоте и утонченности Его ответов.  Нужно  помнить,  что  по  завету  Братства, прежде всего,  необходимо говорить по сознанию.  Лишь в мыслях Учитель мог рубить  канаты  предрассудков,  но   слова   Его   соответствовали сознанию слушателей.
     Среди Его заветов были весьма углубленные, но слушатели принимали их по своему уровню.  Доля Учителя одинакова во всех веках,  Он должен иметь терпение и сострадание по уровню учеников.  Несчетно  должен  Он касаться тех  же  вопросов и не может досадить совопрошателю напомнив, что заданный вопрос уже  давно  отвечен.  Но  можно  представить  себе уровень вопрошателей  и  тогда  можно поразиться неистощимому терпению Учителя.
     218. Лишь  редчайшие  единицы  могут  подняться  над планом нашей видимой действительности и понять те законы, которые движут событиями, следовательно, и людьми. Большое знание не прощается и всегда вызывает злобный антагонизм толп и средняков.  Потому Великие Учителя  во  всех веках  заповедовали  говорить  по сознанию слушателей.  Отступление от этого мудрого завета всегда кончалось гибелью многих светлых начинаний и человеческих жизней...
     Сердце мое доверяет сердцу Вашему и знает  оно,  что  Вы  найдете самые нужные слова и для омраченного сознания и для всех нуждающихся в своевременном сердечном напоминании о великой бережности.
     219. Понять нужно,  насколько окаменело людское сознание.  Потому не дайте пищу,  которую оно усвоить не может. Наряду с трудным дайте и легкое, иначе слушать не будут. Письма Учителя неизбежно разнообразны, ибо направлены к различным сознаниям.  Не противоречие это,  но просто лучшие  пути.  Так приучайтесь обращаться бережно с сознаниями,  как с огнем.
     22О. Умение  "снижать"  сознание уже есть милосердие.  Омыть рану тоже  не всегда приятно.
     221. Из  множества  цветов можно сплести гирлянду или прекрасную, или безобразную, все зависит от сочетания.
     Вот Мы  учим говорить с каждым по сознанию.  Мы не хотим унизить собеседника, но лишь предусматриваем многие земные специальности...
     В каждом хранилище может быть найден ценнейший предмет. Для такой находки придется разобрать множество вещей.  Может  быть,  придется  и запылиться и   загрязниться,   придется   выслушать   оскорбления   и кощунства, но за всем этим  может  быть  найдено  сведение  ценнейшее. Чтобы говорить по сознанию,  нужно прежде всего выслушать собеседника, ощутить его излучения и понять его намерения...
     У людей сложился особый вид проповедников, которые не считаются с мышлением слушателей. Из за такого высокомерия происходит непоправимый вред. Скудные проповедники не понимают запросов слушателей.  Они велят верить, забывая, что вера есть следствие знания. Но сами они лишены не только такого  знания,  но  не имеют и магнетизма.  Говорю не только о проповедниках, но и о школьных учителях.
     Простое указание   о   беседе   по  сознанию  вызывает  множество злотолкований. Печально,  но нужно сказать,  что нередко люди начинают говорить по своему сознанию, происходит это, прежде всего, от неумения выслушать.
     Друзья, научитесь  выслушать и тем легче подойдете к собеседнику. Конечно,   при   расширенном   сознании   легко   понять   особенность собеседника,  но такая степень провидения может быть встречена редко и потому воспользуйтесь обычными мерами человечности.
     Взаимоуважение близко живет от сострадания.
     222. Умение обращаться с людьми по их сознанию  является  высоким качеством. Не следует забывать, что большинство бедствий происходит от такого несоответствия.  Невозможно  предлагать  поверх  сознания  даже очень  хорошие вещи.  Неподготовленному человеку невозможно говорить о гармонии...  Но если сказать ему о бережности к окружающим,  он  может понять.  Простейшее  понятие  о  бережности  уже будет прочною основою каждого  сотрудничества  Братства.  Можно   пожелать,   чтобы   каждое сотрудничество   было   рассадником  бережности.  В  этом  скажется  и внимательность,  и заботливость,  и милосердие, и сама любовь. Сколько сил   будет  сохранено  от  одной  бережливости!  Сколько  космических воздействий  духа  будет  урегулировано   от   самой   простой   общей заботливости.  Нельзя представить,  насколько укрепится аура дома, где наблюдается отлично бережность... Только быть бережными друг к другу.
     223. Вы  уже  понимаете,   почему   лучше   недосказать,   нежели пересказать. У  нас  много  примеров,  как  неготовое  сознание  может исказить наставление.  Можно представить, как преломится самое простое указание, когда  оно  попадет  в  неготовое сознание.  Сколько земных соображений принесут,  чтобы свести на Землю неземные меры. Не только совершенно чуждые,  но  даже приобщенные могут ущемиться непониманием, потому так забочусь,  чтобы по месту и по сознанию  было  бы  даваемое наставление.
     224. Мудрый Вождь,  прежде всего,  выслушает собеседника  и  лишь потом скажет свое мнение. Он выслушает не только, чтобы знать сущность мысли, но и понять язык собеседника.  Последнее условие не маловажное. Не велика  победа,  когда  законодатель лишь сам понимает свои законы. Нужно, чтобы основы Бытия звучали для каждого  в  его  понимании.  Так искусство усвоения  языка  собеседника  относится  к большому развитию сознания.
     225. Явление  разумения  уровня  сознания  должно  быть мерилом... Постоянно имейте в виду лучшее,  что имеет ваш собеседник.  Если  даже это будет  самый  обыкновенный  предмет,  то  все  же  надо  найти его наивысшее значение.  Только  так  вы  сделаетесь   привлекательным   и откроете путь  к  дальнейшему.  Негоден  и  даже  преступен наставник, говорящий не по сознанию слушателя.
     226. Если  замечаете,  что  собеседник  лишь  частично  усваивает нужные начала, помогите ему. В такой терпеливой помощи выразится очень важное качество для Братства.
     227. Каждый язык, прежде всего, имеет назначение взаимопонимания, значит,  нужно стараться не только понять собеседника, но и делать для него  свою  речь  легко  усвоимой.  Для  этого   говорите   на   языке собеседника.  Говорите  его словами,  его построениями,  только так он легко запомнит и примет в сознание вашу мысль.  Так  научимся  вмещать слова собеседника и незаметно перейдем к характеру его мышления.
     228. Утверждение  жизни  надо  строить  на   применении   местных условий. Там,  где  сто  языков,  надо  понять  сто  психологий.  Одно выражение для всех подобно колонне казенного дома.
   229. Надо  научиться  вмещать  сорок  способов  чужих  выражений. Каждое наше  выражение  озадачивает  противника,  но  его  собственное привычное выражение  сразу  входит  в  сознание,  как  его собственное мышление. Так можно свое сознание приучить к гибкости выражения. У Нас это зовется сердечным переводчиком.
     23О. Давно говорилось о необходимости понятного языка для каждого слушателя, но в жизни это применяется очень редко.
     Нужно при убеждении посредством  применения  психической  энергии употреблять язык убеждаемого.  Могли не раз заметить, как язык Учителя соответствовал  выражению  учеников.   На   этом   слагались   нелепые подозрения о подделках, ибо кому-то казалось странным, что характерные выражения ученика передавались речью Учителя. Но никто не подумал, что таким  образом  облегчалась усвояемость.  Нужно также понять,  что при совместной работе обобщаются способы выражений  -  иероглиф  понимания углубляется... Мы предлагаем применить язык слушателя во всей его характерности. Нам  нет  дела,  в чем Нас будет обвинять обыватель,  Нам нужно благое следствие.  Если для спасения от опасности вы должны  применить  самое странное выражение, не помыслите же промедлить! Это условие необходимо при усовершенствовании передачи мысли.
     Прежде всего,   вы   должны   испытать   свою   находчивость   и применимость в самых  различных  условиях...  Можно  начать  с  самого характерного выражения слушателя. Это привычное слово легко закрепится в сознании,  но  для  этого   нужно   сострадательно   подметить   все характерное. Придется иметь тысячу глаз.
     231. Никто не может присвоить себе  больше  того,  что  он  может вместить, иначе  получится  разрушение...  Высшая  радость  для одного может вызвать высшую тоску у другого, если нет ассимиляции.
     232. Надо научиться не раздражать людей, которым некоторые знания недоступны. Опытное наблюдение подскажет, когда обсуждение будет всуе.
     233. Отвечайте,  когда  видите  способность воспринять ваш ответ. Часто  вопрос  не  предполагает  вашего  ответа,  тогда  нужно   найти созвучие,  прежде  чем  направить  мышление  по новому пути.  Напрасно думать,  что ток,  пресекающий мышление,  менее опасен, нежели нож для артерии.  Мы  должны  не  перерезать чужое мышление,  но вливать новую кровь жизни питанием нервной системы. Каждое ответное  слово должно быть не гробовым гвоздем,  но лучом врача. Отложенный ответ придет в виде совета.
     234. Отправляясь  к  народам,  нужно  иметь представление о самом низшем сознании...  Не следует пренебрегать пониманием самого  низшего сознания.  Наоборот,  нужно запастись всею находчивостью, чтобы даже в зверином рыке уловить звук человеческий.
     Самое опасное   -   неумение  примениться  к  сознанию.  Сколько несчастий произошло от явления не  к  месту  сказанного  слова!  Явите находчивость.
     235. Часто советы не  достигают  своего  назначения,  потому  что даются  для  себя.  Состояние  брата  не принимается в соображение,  и советник представляет  себя  на  месте  пришедшего.  И  сочувствие,  и жалость,  и  забота  текут  о  самом себе.  Вред таких советов ясен не только по существу случая,  но и в отношении пострадавшего. В сознание его,  как  клинья,  вонзается  чуждое  мышление.  Эти  трещины  трудно залечимы,  ибо такие советы бывают очень житейски  применимы,  но  для выполнения требуют совершенно другую ауру.
     236. Мудро  наблюдать   физическое   состояние   собеседника.   К сожалению, слишком  часто  говорящий слушает самого себя и не обращает внимания на слушателей. Лишь огненное сознание удержит все внимание по их особенностям. Такое внимание будет относиться к великодушию.
    237. Умение понять,  что менее всего достигает собеседников,  уже дает лучшие  пути  достичь  их сознания.  Но не дайте понять,  что вы видите их состояние.  Такую зоркость люди не прощают;  они могут стать врагами.
     Нужно понять терпение,  чтобы вернуться к тому же предмету в ином выражении.
     238. Как бережно надо давать ответы,  ибо они имеют в виду личный дух...
     Такое трепетание чуткости должно быть знаком Наших  учеников,  и тогда, даже не слова, но просто прикосновение может проливать свет.
     239. Но сейчас перед нами великое смутное  время.  Нужно  призвать все мужество, чтобы найти  слово каждому.
     24О. Тяжко,  очень тяжко  сотрудничать  и  говорить  по  сознанию собеседников, ибо это часто требует страшного напряжения. "Если трудно вложить малый меч в большие ножны,  то насколько же труднее вложить большой меч в малые ножны!"      Итак, всем существом своим стремясь дать людям радость и  счастье светом великого   Учения,  дух  такого  человека  должен  молчать  или приноравливаться к сознанию окружающих и приходящих к нему, чтобы быть понятым и  допущенным  ими  к сотрудничеству,  имеющему в виду лишь их благо, - это и есть великое одиночество.