Глава 4

ВОЙНЫ С ГРЕКАМИ И РИМЛЯНАМИ.

II 1

1) Напрасно забываем мы доблесть прошедших времен… О Прави, Яви и Нави

Напрасно забываем мы доблесть прошедших времен и идем неведомо куда. И так мы смотрим назад и говорим, будто бы мы стыдились познавать обе стороны Прави и Нави и быть думающими.

И вот Дажьбог сотворил нам это и то, что свет зари нам сияет, ибо в той бездне повесил Дажьбог Землю нашу, чтобы она была удержана. И так души пращуров сияют нам зорями из Ирия…

Но греки нападают на Русь и творят злое во имя их богов. Мы же сами мужи, не ведающие, куда бежать и что делать. Ибо что уложено Дажьбогом в Прави, нам неведомо.

А поскольку битва эта протекает в Яви и та творит жизнь нашу, то если мы отойдем, будет смерть. Явь - это текущее, то, что сотворено Правью. Навь же - после нее, и до нее есть Навь. А в Прави есть Явь.

Поучились мы древней (мудрости), вверглись душами в это, поскольку это вокруг нас сотворено силой богов. Это мы узрели в себе, и это дано как дар богов, и это требуется нам, ибо (делать) это - значит следовать Прави.

И вот души пращуров сияют нам из Ирия. И там Жаля плачет о нас и говорит нам, что мы пренебрегали Правью, Навью и Явью… Пренебрегали мы сим и были глухи к истине… И мы не достойны быть Дажьбоговыми внуками. Ибо лишь моля богов да имея чистые души и тела наши, будем иметь жизнь с праотцами нашими, в богах слившись в единую Правду. Так лишь мы будем Дажьбоговыми внуками.

Смотри, Русь, как велик ум божеский, единый с нами, и ему творите (славу) и провозглашайте ее с богами воедино… Бренная есть наша жизнь и мы сами также, и словно коням нашим, нам придется работать, живя на земле с тельцами и овцами в сытости и убегая от врагов на север.

III 19

2) Борьба с Навью и Боспором

И вот виделось в Нави: там Огнебог, влачась, уходил от причудливого змея. И затопляя землю, текла кровь из змея, и он лизал ее.

И тут пришел сильный муж, и рассек змея надвое - и стало два, и рассек еще раз - и стало четыре. И этот муж возопил богам о помощи.

И те пришли на конях с неба и того змея убили, потому что сила его не людская, не божеская, а - черная. И этот змей - суть враги, приходящие с юга. Это боспорские воины, с которыми наши деды сражались. Они хотят, чтобы земля наша отошла к грекам, но мы ее не отдадим, потому что она наша, и мы не упустим ее, а сотворенный тот змей - это погибель наша.

Мы должны сражаться и животы положить за землю нашу. Она тянется от нас до полян, и дреговичей, и русов. Тянется до моря и гор, до степей полуденных. И это есть Русь. И только от Руси мы имели помощь, потому что мы - Дажьбоговы внуки. Мы молили Патара Дыя, чтобы он низверг огонь, чтобы он позволил Матери Сва славу принести на крыльях своих праотцам нашим.

И ей мы песни поем возле костров вечерних, где мы рассказываем старыми словами о славе нашей, о святых Семи Реках, где мы имели города, где отцы наши сражались. И эту землю мы покинули, идя к земле иной, где мы должны теперь удержаться. И в древности сотворили мы Голунь нашу, и города, и села, и очаги в этой земле.

И вот омоем телеса и души наши, чтобы была чистою русская Голунь, где сильно бьются и на врагов наводят страх и изумление, ибо от пастбищ, где овцы ходят, простирается земля на день пути от нас до иных, где творится иное, где были мы в старые времена, где одолели нас. И там мы узрели руку, угрожающую нам, и видели суровый день, который хотел крови. И мы ее прольем за землю свою русскую… В русских городах камни вопиют нам, и мы решились идти и стоять насмерть…

Почтите сына моего, который умер за нее...

II 4г

3) В Суроже свет будет над нами

В Суроже свет будет над нами. И мы идем туда, где видим горящую землю… У Лукоморья всякий день обращаем взор к богам, которые есть Свет. Его же мы называем Перун, Дажьбог, Гор, Яр и иными именами. И поем мы славу богам и живем милостью божьей до тех пор, пока жизнь имеем.

В Суроже были враги наши, которые змеями ползли и грозили нам болями, и смертью, и лишением живота. И всем им явился бог сильный и бил их мечом-молнией, и они испустили дух.

И Сурья светит на нас и к нам, и все увидели сначала, как славу Сурьи застилает Дедова тень, приносящая зло, и как от той тьмы изошло злое племя дасу. И то злое племя на пращуров наших натекло, и напали они, и потому многие ушли и умерли.

III 22

4) О Квасуре и Богумире. Затем основание Киева, Голуни и Сурожа

Также расскажем о том, как Квасура получил от богов тайну - как приготавливать сурину. И она есть утоление жажды, которую мы имели, и должны на Радогоще о богах радоваться, и плясать, и венки подбрасывать к небу, и петь, славу богам творя.

Квасура был мужем сильным и богами вразумлен. И тут Ладо, придя к нему, сказала ему вылить мед в воду и осуривать его на Солнце. И вот Солнце-Сурья сотворило то, что он забродил и превратился в сурицу. И мы пьем ее во славу божескую.

И было это в века до Кия, и муж тот был во сто крат весьма выделен (богами), и передал он (тайну) отцу Богумиру (Благомиру), и тот получил поучение небесное, как творить квасуру, которую называют сурыня. И это (вспоминаем) на нашем Радогоще.

И вот когда наступают дни Овсеня, мы оканчиваем жатву и радуемся этому. И если иной не удержит своего естества в этот раз и скажет безумное - то это от Чернобога. А другой получит радость - и это от Белобога.

И так мы должны искать друзей и врагов… Куя мечи наши на силу вражью, мы получаем силу божескую, чтобы поразить врагов наших с обеих сторон.

И этот Богумир сурью сотворил, когда те предрекли ему славу. И были они, и она (сурья) была, когда боги рекли ему хвалу… И вот установили они роды для себя, и потому боги - причина родов, и так стали иметь они родные те роды.

И теперь Сварог - Отец, а прочие - суть сыны его. И мы должны были покоряться ему, так же как покорялись родителю, потому что Он - Отец нашего рода. И этот род - воины от Кия до князей киевских.

И когда после готской войны обрушилась Русколань, мы ее оставили, и притекли к Киеву, и уселись на земле той, где мы вступили в борьбу со степными врагами. И тут мы оборонялись от них. И так было через тысячу триста лет после века Кия, через триста лет после жизни в Карпатах и тысячу - в граде Киеве. Тогда одна часть ушла к Голуни и там осталась, а другая к граду Киеву. И первые - это русколаны, а другая - те, которые сурень чтили, ходили за скотом и стада водили десять веков по земле нашей.

И вот та Голунь была градом славным и имела триста городов сильных. А Киев-град имел меньше: десять городов на юге и немного сел, и все. А до этого все роды их были в степях на юге, они сеяли, жали жито. И там отдавали (продукты) грекам в обмен на золотые цепи, монеты и ожерелья. И сами носили их в обмен на пиво и вино грекам и разводили овец для этого обмена.

И те русы создали на юге град сильный Сурож, который не создать грекам, но они его разрушили и хотели русских побить, и потому мы ходили на них и разрушали села греческие. Эллины же сии - враги русколанам и враги богам нашим. В Греции ведь не богов почитают, а людей, высеченных из камня, подобных мужам. А наши боги - суть образы.

И когда бились с готами, которые надевали на головы свои воловьи и коровьи рога, и кожами облекали чресла свои, и мнили этим устрашить русских, тогда мы снимали свои портки, и, оголя чресла свои, шли в бой, и их побороли. И с тех пор мы ходим оголенными на сражения и побеждаем. И также, когда греки стояли, боясь вынуть меч из ножен, они были измождены своим одеянием и были словно жертва, которая должна пасть на землю, и та будет пить ее кровь, когда из нее при умерщвлении будет исходить жизнь.

III 8/3

5) Греки захватывают Сурож

Когда наши пращуры сотворили Сурож, начали греки приходить гостями на наши торжища. И, прибывая, все осматривали, и, видя землю нашу, посылали к нам множество юношей, и строили дома и грады для мены и торговли.

И вдруг мы увидели воинов их с мечами и в доспехах, и скоро землю нашу прибрали к своим рукам, и пошла иная игра. И тут мы увидели, что греки празднуют, а славяне на них работают. И так земля наша, которая четыре века была у нас, стала греческой. И мы сами оказались как псы, и выгоняли нас оттуда каменьями вон. И та земля огречилась. И теперь мы должны были снова ее доставать, проливая кровь свою, чтобы она опять стала родной и богатой.

И летела в небе Перуница, и несла рог славы, и мы его выпили до дна. И витязей у нас стало в десять раз больше, чем у врагов наших. И та Перуница сказала:
"Как же вы, русские, проспали пашню свою? С этого дня вы должны бороться за нее!"
И тогда Сурья сказала:
"Идите, русские, и делайте это!"

И когда мы пришли в край свой, то ударили в (городскую) стену, и проделали в ней дыру для себя и для наших, и оказались тогда сами у себя. (И решили:)

"Кому присудил Перун, тот попадет в рай - есть яства вечные в Сварге. Быть может, мы сегодня погибнем, но мы не имеем иных ворот к жизни. И лучше быть мертвым, чем рабствовать на чужих. И никогда не живет раб лучше деспота, даже если тот ему потакает. Мы должны были слушаться князей наших и воевать за землю нашу, как они говорят нам".

И тут Индра пришел к нам, чтобы мы сохранили свою силу в бою и стали твердыми, чтобы витязи наши одолели, ибо сила наша - божеская и нам не быть побежденными на поле.

Принесли мы жертвы богам своим на Руси, и гадали, глядя на полет птиц, и увидели, что враги должны быть повержены долу в прах и кровь.

И если мы кольцо (стен) пробить осмелимся, то за ним окажутся греки, которые не имеют силы, ибо они обабились - и мечи имеют тонкие, и щиты легкие, и скоро они устают и на землю бросаются по слабости своей. И не успеют они получить помощь от василийцев, а должны будут сами встать на защиту свою.

И та Сурож нашей была - и станет нашей, и не должны мы их слушать.

Они говорили, что установили у нас их письменность, чтобы мы приняли ее и утратили свою. Но вспомните о том Иларе, который хотел учить детей наших и должен был прятаться в наших домах, чтобы мы не знали, что он учит наши письмена и то, как приносить жертвы богам нашим.

И я вам поведал о том, что вы победите греков. И будет так, как было, ибо я ясно видел Кия - отца нашего, и он сказал мне, что мы уничтожим их, и унизим Хорсунь - для нас постыдную мерзость, и будем великой державой с князьями нашими, городами великими, несчетным железом, и будет у нас без числа потомков, а греков уменьшится, и будут они на былое дивиться и качать головами.

Делайте так, ибо будут у нас и грозы многие, и громы гремящие, и два (княжества) объединятся, и станет многое другое. И так мы победим окончательно, утвердимся навеки. Многое дадут нам боги, и ничто нас не унизит. Встаньте, как львы, - все за одного! И держитесь за князя своего! И Перун будет с вами и даст вам победу.

Слава богам нашим до конца веков! И земле той - Руси отцовской, земле нашей - всяких благ! И так будет всегда, ибо эти слова от богов.

iii 21

6) В Суроже боги повержены в прах

И вот храбрый поборол ту злую силу - обе сотни опоясанных воинов. И мы должны были сохранить порванные одежды и поставили для богов хранилище. И приходили к стене дубовой и к другой стене, и там хранили подобия наших богов.

Мы имели много хранилищ в Новгороде на реке Волхове, имели и в Киеве-граде в Божьих лесах. А также имели на Волыни дулебское хранилище и в Суроже на синем Сурожском море.

И это великое оскорбление для нас, что в сурожских хранилищах, добытых врагами, боги наши повержены во прах и должны валяться, так как русичи не имеют сил, чтобы одолеть врагов в бою.

И мы имели рваные одежды, как и у странника, который ходил ночью по лесам и порвал одежду свою на куски. Также и русские имели лохмотья на теле русском. И мы не берегли одежды, лишь стремились славить богов, которые не приемлют от нас жертв, потому что они раздражены нашей леностью.

И все же птица Матерь Сва славу нам предрекла и молила нас уберечь славу отцов. Но не имели мы дерзости двинуться на рать и мечами своими взять землю нашу, очистив ее от врагов. И вот тысячу триста лет мы храним наши святыни, а ныне жены наши говорят, что мы - блаженные, что мы утратили разумение наше и стоим мы как агнцы перед врагами. Что не смеем пойти на брань и мечом разить врагов наших.

И вот грядет к нам Купала и говорит нам, что мы должны стать воинамис чистыми телесами и душами нашими. И пошли мы по стопам его, кто пришелк нам и, нас охраняя, повел к суровой битве. И там мы (погибнув) предсталиб перед ликом Сварога. И так, идя к сече, мы хвалили богов наших передбранью, как в мирные дни. И вот Купалич сказал нам, что мы достигли оноевремя, и будем теперь почитаемы за славу свою, и также с отцами нашимипребудем.

II 7ж

7) Не отдадим землю ни варягам, ни грекам!

И мы ведали, что русский род должен собираться в десятки и в сотни,чтобы напасть на врагов и снять с них головы. И тогда злые полягут, и зверихищные, их поев, сдохнут.

Текут реки великие по Руси, и журчат многие воды, и поют они о стародавнем.О тех боярах, кто не боялся идти к полям готским, кто многие лета боролсяза вольность русскую, о тех, кто не берег ничего, даже жизни своей, -так о них говорит Берегиня.

И бьет крыльями Матерь Сва, славу поет та птица воинам борусинским,которые от римлян пали около Дуная возле Троянова вала.

И они на прямом пути к тризне полегли, и Стрибоговы внуки пляшут надними, и плачут о них осенью, а студеной зимой о них причитают. И голубидивные так говорят, что погибли они славно и оставили земли свои не врагам,а своим сыновьям. Мы также потомки их и не лишимся также земли нашей, неотдадим ее ни варягам, ни грекам.

И тут Заря Красная пришла к нам, как жена благая, и дала нам молоко,чтобы крепость и сила наши удвоились. Ибо Заря возвещает Солнце, и такжеслышали мы, как скачет вестник на коне к солнечному закату, чтобы направитьзолотой челн к ночи, чтобы (солнечный) воз был смирными волами влекомпо синей степи. И так же Солнце ляжет спать в ночи. И когда день приходитк вечеру, другой наездник появляется и так говорит Солнцу, что воз и волыготовы и ожидают его на отмеченном пути и что Заря пролилась в степьи позвала Мать, чтобы Сва поспешила…

III 8/2

8) Пришла Красная Заря. Греки злое говорят, но мы имеем имя славы

И тут пришла Красная Заря, нанизывая драгоценные камни на убранствосвое. И ее мы приветствовали от сердца - как русские, а не как греки, которыене знают о богах наших и говорят злое по невежеству.

Но мы имеем имя славы и славу ту доказали на вражьем железе, когда приходили на их мечи. И дажемедведь остановился, чтобы услышать славу ту. И скакавшие аланы остановилисьи потом говорили иным о русских:

"Они не начали бы убивать, если б не было нужды, - и этим русские гордятся, а греки воюют ради похоти своей. И дают хлеб они не как греки, которые берут, а сами злобу таят на дающих".

И о славе той орлы кличут во все стороны, ибо русские вольны и сильны в степях.

II 7а
9) Мы имеем истинную веру, которая не требует человеческих жертв.
О войнах с греками иримлянами
Слава богам нашим!
Мы имеем истинную веру, которая не требует человеческих жертв. Этоже делается у варягов, приносящих такие жертвы и именующих Перуна Перкуном.

И мы ему приносили жертвы, но мы смели давать лишь полевые жертвы иот трудов наших просо, молоко, жир. А также подкрепляли Коляду ягненком,а также во время Русалий в Ярилин день, а также на Красную гору. Тут жемы начинали вспоминать о Карпатских горах. В то время наш род именовался карпени. Те же, кто от страха жил в лесах, имели название - древичи, а на полях мы назывались полянами.

Так всякий, кто слушает греков, скажет про нас, что мы людоеды.Но это ложная речь, поскольку это воистину не так! Мы имели иные обычаи.Тот же, кто хочет победить другого, говорит о нем злое, и тот глупец,кто не борется с этим, потому что и другие это начнут говорить.

И так долгоуправлялись мы родами, и старшие из всякого рода шли судить родичей подПеруновым древом. И также имели мы в тот день игрища перед очами старших:и силу юноши показывали, они быстро бегали, пели и плясали. В тот деньогнищане ходили на промысел и приносили дичь старцам, которые делили еес прочими людьми. И волхвы жертву делали богам, восхваляли их и славу провозглашали.

Во время же готов, или когда являлись варяги, избирался князь в вожди.И этот вождь вел юношей к суровой сече.

И вот римляне, поглядев на нас, замыслили злое. И пришли со своими колесницамив железных бронях и напали на нас. И потому мы долго оборонялись от нихи отваживали…

II 7б …их от нашей земли. И ромеи узнали, как мы дорожимжизнью нашей, и потому оставили нас. Но тогда греки захотели биться с намиоколо Хорсуни, и бились мы сурово против рабства нашего, и была борьбаи распря великая тридцать лет, и они оставили нас.

И тогда греки пришлина торжища наши и сказали нам: "Обменивайте коров наших на мазь исеребро, которые требуются женам и детям".

Так мы меняли бороны на их снедь. После еды греки старались нас ослабитьи стремились взять с нас дань. Но мы не ослабились и не отдали землю нашу,как и землю Трояню не дали ромеям. Дабы не встала обида Дажьбоговым внукам,беспокоящимся о вооруженных врагах.

Так и сегодня мы не заслуживаем хулы,как и отцы наши, ибо мы рубились у берега Готского моря и одержалинад ними победу.

Песнь хвалебную поет Матерь. Она прекрасная птица, которая несла пращурамнашим огонь в дома, а также агнца принимала.

Над готами, болью нашей, мы одерживали верх силой. И должны мы враговрассекать и прогонять их, как псов.

Погляди, народ мой, как мы оберегли народы! И мы не ошиблись,получая раны, и не бросились рядиться. А мы сами врагов прогоняли, и бедуизбыли, и имели иную жизнь, потому что сами бились за сто городов и неотходили от них. И тягчайшее поражение было нам, но мы тысячу пятьсот летдолжны были переносить многие битвы и распри, а все же остались живы из-за отчаянной жертвенности юношей и воевод.

III 23

10) Греки пришли на землю ту и не заботились о Руси. Затем - время Германареха

И вот пришли новояры от старых пашен, где были такие же русские. И онипришли на юг и сражались в степи десять веков.

И это также русские, которые избирают своих князей. Это делалось в каждомроде, и роды давали от каждого племени своего князя, а князи избирали старшегокнязя. И тот был вождем в сражениях, и так мы жили на земле той до тех пор,пока враги не пришли к нам и не разбили нас.

Это греки пришли на ту землю, и осели на ней, и не заботились о Руси.И вот русы вынули мечи, и напали на греков, и отогнали их от своих морскихберегов. И тогда греки привели свои рати, защищенные железными бронями. И быласеча великая, и вороны там граяли при виде человечины, разбросанной пополю. И ели они останки, и граяли враны над врагами, и великий грай стоялв поле том. И ели они останки греческие, русские не трогая. Там они защитуимели, так как боги не желали гибели русских.

И там сражалось Солнце с Месяцем за землю ту. И небо сражалось за поле битвы, чтобы земля та не попала в руки эллинские, а осталась русской.

И там плачет мать о детках своих, которые пролили кровь на поле сражения,и то поле стало русским. Новояры находятся там до сего дня, и земля та наша из-за крови, пролитой мечами.

И там сказали эллины нашему старшему князю, что они не хотят ходить в землю неров, а также брать рабов аланских, ибо имеют берега морские.

И про это мы имели предсказание в наши дни - поскольку праотцы наши, умершие на поле битвы, не взяли землю у врагов наших, значит, и сегодня, согласно предсказанию, ее никто не возьмет.

И вот Германарех пришел на север к нам, и мы должны были оборонять земли свои, а также идти на него, ибо готская земля - наша, ее белогоры усеивали костями своими и кровью своей поливали - и потому она наша.

И вот поет птица Матерь Сва и славу предрекает нам: нам самим и мечамнашим. И мы пошли до святого поля, и одолели врагов полночных (северных), и отразиливрагов полуденных. И пошли на врагов и сошлись с ними, и были германцыповержены русским оружием, потому что мы - Отца Перуна сыны и Дажьбога - внуки.

И вот Сварог указал нам, куда ушли эллины и Германарех. И тот Германарех отошел на север, а эллины на юг. И так мы обрели землю нашу и собрали ее воедино, и не давали мы сыновей своих, ибо цены не имеют сыны наши.

И вот идет в степи наши великое множество иных родов, и не должны мыбыть мирными, и не должны просить помощи, ибо она в мышцах наших и на концемечей, и ими мы сечем врагов.

И это поет птица Матерь Сва нам, чтобы мы подняли мечи свои на защитусвою. И она бьет крыльями о землю, и прах подымается к Сварге. И на этойземле - враги, и она бьет их, и она сражается за нас. И их мы одолели, какона нам кричала, ибо крик ее дошел до сердца нашего. И мы ведали, как питьсурью и идти до сечи, и там одолевали питье иное, сотворенное богами. Ионо будет нам, как живая вода в последний час великой тризны, которая будету всякого, кто умер за землю свою.

И вот Сварожич смотрит на нас от своей чудесной Сварги и, видя ратинаши, пересчитывает их. И если не хватает для счета пальцев на руках, тоон считает по пальцам на ногах. И ведает пращур наш, что мы - сила великаяи не могут одолеть нас враги наши.

И так мы текли на них и дожидались, пока они упадут на землю и умрут от Мары. А эту Марь мы знаем!

И вот говорили мы в сердцах наших, что не вернемся мы к очагам своим, доколе еще враги рыщут, доколе не бросимся телами нашими на врагов, пока еще враги забирают земли наши.

И говорим мы, что боги заботятся о нас. И если будут убиты передовые воины, то лучше детей своих бросить на копья, чем повернуть зады врагам нашим.

И вот люди наши одержали победу, и потекла земля наша к нам, чтобы мы смогли удержать ее до смертного часа и узреть Мару. И чтобы Мара отступилась от нас и сказала, что я не имела силы и потому не одолела витязей русских.

И тогда слава потечет к Сварге. И там боги скажут, что русичи храбрые и есть им место подле бога войны Перуна и Дажьбога - их отца.

I 8а

11) Воспоминание о карпатском исходе. Бобрец привел русских в Голунь. ВременаАлдореха и Бравлина

Посмотрите вокруг - увидьте птицу ту на челе вашем! И та птица поведетвас к победам над врагами, ибо вы - сыны ее и потому одержите победу!

И она, красуясь перед нами, влекла нас к себе светом. И так было в иныевремена, когда русские шли с вендами и те хотели унести богов своих к морю.

И мы там угнездились. И там были города и храмы-помолья, и там же былимногие здания, и были мы богаты. И те помолья были украшены златом и серебром,и мы почитали многих деревянных богов и уходили от искушений. И это быловедомо иным, которые видели это и которых это задевало и им перечило, -и потому родичи наши не имели покоя. Арабы приходили и терзались на торжищахо богатстве и дани, дающейся навсегда поселившимся там отрокам (рабам ивоинам).

И та земля, говорят, также опротивела нам войнами и трудной жизнью.И тогда мы отошли к горам Карпатским, ища покоя, но и там также мы враждовалисо злыми язычниками. Там пели мы, что мы - русские, и о славных днях тех.И имеем мы песни те от отцов наших - о прекрасном житье в степях и славеотцов.

И вот воевода Бобрец повел русских в Голунь и обрел после смерти чинв храбром войске Перуна. Это мы не забудем никогда, ибо мы - сыны отцовнаших и имеем любовь к их памяти. И мы говорили о них, так как они былисилой нашей и силы той, что шла к нам от них, даже у львов нет, а львинуюмы перемогли.

Мы сказали…

I 8б …о тех, которые заботились о нас. Мы тогда не имели мольбищ и служили перед колодцами и родниками, где текла живая вода. И там волшебство есть, и волки хищные туда не заходят.

Теперь вспомним времена Алдореха. Его призвал жрец, так как мы не раделио благочестии и не держали слова. И красавиц наших тогда внезапно бралии похищали - и увозили девушек. А между нами были распри из-за готов. Итам мы жили и были под готами.

А в те века мы управлялись родами и князьями. И был князь Бравлин, которыйотобрал у эллинов берега морские. И после битвы мы пришли туда, и там разводилискотину, и скифам давали попасти скотину в степях. И тогда терпели бедуони, потому что греки снова сидели в Голуни, а когда приходили в города -злобствовали на нас. В те времена мы ушли прочь на север, и там были двестилет, и там мы остались с тех пор и доныне. И сейчас мы имеем другого князя Бравлина, правнука своего деда, который говорил: "Идите на юг, на греческую Голунь! Ибо греки между эллинами - племяособое, и продают они нас, поймав в степях, и скотину нашу хотят взятьзадаром. Это мы имели от них. Стряхните же их в море и гоните в свои края,так как земля та русская, и там русская кровь лилась вниз на землю, ита пила кровь нашу. На нас надейтесь! И мы будем ее защищать во все дни,как и ранее хотели".

<НАЗАД><СОДЕРЖАНИЕ><ВПЕРЕД>