И решили мы отобрать эти жемчужины , чтобы напомнить сердцу русскому о том Сокровенном и Неисчерпаемом Сокровище, которым оно владеет.
Знали люди русские, что там, где ведут их Заветы и Знамя Преподобного, там и события отмечены будут победой - так оно и было. Но когда в сердце их затуманился Лик Владыки Пресветлого, события грозные обрушились на Землю Русскую - горькую чашу испил русский народ!
Люди Земли Русской! Обратимся же снова к Его светлым и суровым Заветам, сплотим сердца наши вокруг Преславного Водителя и Заступника нашего, подымем Знамя Видения Его дивного и, восхитившись духом, устремимся к подвигу, к новому строительству Страны Светлой!"
Отче Сергий, Дивный, с Тобой идем, с Тобою п о б е д и м.
Не встрепенется ли сердце Русского человека, когда вглядываясь историческим зрением в туманную глубь веков, неожиданно остановится на годе 1380. Годе битвы Куликой.Чем памятна - эта битва? В чем величие данного события, раз так глубоко запало оно в наши души?
Событие это состояло в том, что год 1380 следует считать годом рождения той духовной общности, какую мы называем Русским Народом. А битва Куликова - стала огненным крещением этого Новорожденного в пламенной купели поля Куликова.
"И когда войско победителей возвращалось в родные места, то были в нем люди не брянские, не суздальские, не серпуховские - возвращался с Куликова поля Великий Русский Народ."
|
Откуда взялась искра, осветившая самые потаенные места русского духа, и наполнившая его Светом Великой Истины, Истины Единения? Искра, воспламенившая накопленную пороховницу? |
Откуда взялись и как воспитывались люди, отважившиеся на такое дело, о котором боялись и подумать их деды? К сожалению, глаз исторического знания уже не может за дальностью лет рассмотреть ход подготовки великих бойцов 1380 года. Но сердце знает. Оно указывает на тот полузабытый факт, что благословил на этот подвиг вождя русского ополчения Подвижник Земли Русской Сергий Радонежский, сказав:"... иди на безбожников смело, без колебания, и победишь". Сердце указывает, что не даром еще при жизни старца народ считал его святым. Нарек его Воспитателем и Заступником народа русского, Воеводой, Богом данным. Заслуживает внимания и то обстоятельство, что молодой вождь, получивший благословение на ратный подвиг, был человеком поколения, выросшего и возмужавшего на глазах и под пристальным вниманием Преподобного Сергия
Чтобы понять все величие этого исторического события, необходимо взойти к самому его истоку. К тому живительному роднику, что негаданно забил в XIV веке на Земле Русской. И который за пятьдесят лет своей неустанной деятельности сумел напитать живительной влагой высокой нравственности каждую русскую душу. Не было на Руси человека, сердце которого не замирало преклонно пред именем Великого Старца. Даже такой грозный и неукротимый князь Олег Рязанский, давнишний враг Москвы и союзник Мамая и Ольгерда, жизнь которого проходила в постоянных интригах и походах, не смог устоять пред его тихими речами. Чудный Старец долго беседовал с суровым князем и своим огненным духом и словами сердца привел его в такое умиление, что уговорил заключить вечный союз с вел. князем Дмитрием.
По древнему преданию, главным образом из сообщений Епифания, ученика Преподобного Сергия, первого его жизнеописателя, мы знаем, что Великий Светильник Земли Русской родился в 1314 году в семье именитых бояр ростовских Кирилла и Марии и был наречен Варфоломеем.
Двадцатилетним юношей решился он на свой беспримерный подвиг. Подвиг длиной в жизнь. Жизнь Подвижника. Подвижника людских сознаний, будящего и подвигающего на их подвиг прежде всего личным примером своей жизни, отданной на благо всех.
Существуют два пути единения народов. Первый - с мечом в руках огнем и кровью спаять отдельные нации и народности в единую нацию. Путь Александра Македонского и Наполеона. Путь, сооблазнительно быстрый, но дающий единение непрочное, как, впрочем, и все основанное на насилии. Но есть и другой путь. Путь горний. Путь возжения людских сердец чистым пламенем собственного сердца. Путь, при котором массы увлекаются личным примером Вождя, его высокой нравственностью и чистотой помыслов. Путь не близкий, но дающий сплав единения наивысшей пробы.
|
|
Не долго пребывал Сергий в полном одиночестве. Слухи о его подвижническом житии скоро разнеслись по окрестности, и стали навещать его люди, прося назидания и совета во всех делах своих; и никогда не отпускал юный подвижник без утешения, без слова ободрения и вразумления. Наконец пришли к нему и желающие подражать ему, просили принять их в число учеников его.
|
|
|
|
Свидетельствуя об игуменстве Сергия, его ученики доносят до нас облик вечно бодрствующего, зоркого наставника, следящего за каждым братом, особенно же за новичком, и, при всей мягкости своей, не допускающего уклонения от установленных правил. Введенная им суровая дисциплина, требовавшая от учеников постоянной бдительности над мыслями, словами и поступками своими, сделала из его Обители воспитательную школу, в которой создавались мужественные, бесстрашные люди, воспитанные на отказе от всего личного, работники общего блага и творцы нового народного сознания.
Часто в глухие зимние ночи Преподобный обходил тайно братские келии для наблюдения за исполнением правил его, и если находил кого на молитве, или читающим книгу, или за ручным трудом, радовался духом и шел дальше; но если слышал празднословящих, то легким ударом в оконце подавал знак о прекращении недозволенной беседы и удалялся. Наутро же призывал провинившихся и наставлял их кротко, но сильно, и приводил к раскаянию. При этом, чтобы не задеть, он часто говорил притчами, пользуясь самыми простыми и обыденными образами и сравнениями, которые глубоко западали в душу провинившегося.
Спустя десять лет по основании Обители около нее постепенно стали селиться крестьяне и скоро окружили монастырь своими поселками. Простота, великая сердечность Преподобного, отзывчивость на всякое горе и, более всего его ничем не сломимая вера в Дух Человеческий, и отсюда ясная, радостная бодрость, не оставлявшая его в самые тяжкие минуты, привлекали к нему всех и каждого. Не было отказа в его сердце, все было открыто каждому. Каянный язык отказа и отрицания не существовал в его обиходе, "дерзайте" - было его излюбленное речение. Для самого скудного и убогого находилось у него слово ободрения и поощрения. Лишь лицемеры и предатели не находили к нему доступа.
|
Он умел пользоваться каждым случаем, чтобы заложить в сознание народа зерно нравственного учения. Так, когда вокруг монастыря стали возникать поселения, он стал посылать учеников своих на полевые работы к крестьянам, чтобы помочь им и получить возможность говорить о просвещении духа. |
Преподобный входил во все нужды, во все будни как своих учеников, так и всех трудящихся. Каждодневность не притупляла его чувствований, и сердце его не нарушало свою отзывчатость на всякие обиходные вопросы. Его учение не отрывало от жизни и полагало труд каждого дня как возношение сердца. Учение его выше всего ставило долг человека с точки зрения общего блага.
Основу его учения составлял пример сотрудничества. Мудрый Сергий-Строитель понимал, что без сотрудничества не только ничего нельзя построить, но и жить не может никто, и поэтому своим личным примером хотел запечатлеть в сознании учеников и приходящих к нему великое значение сотрудничества как в большом, так и в малом. Подверждением этому служит введенный им в 1354 году в Обители порядок общежитный, при котором каждый трудился не для себя только, но, прежде всего, для общей пользы. С этого года, несмотря на недовольство части братии, Преподобный устанавливает более строгий порядок, приближенный к первохристианским общинам - все равны и ни у кого нет ничего своего, вся жизнь общая. Так было заложено.
Таким образом год 1354 есть год основания на Земле Русской первой Общины. Именно отсюда стараниями Преподобного Сергия Радонежского и его учеников пошло по Руси Великой общинное бытие и общинное сознание. И совершалось оно распространением и насаждением новых обителей Преподобным и его учениками. По разным направлениям широко наметились эти ячейки духовной культуры... В общем, ученики и "собеседники" Преподобного основали до 40 монастырей нового типа, ученики учеников еще около 60. |
|
Велико было историческое значение монастырей Сергиевых в деле строительства Россиского Государства, ибо, по завету Преподобного, они основывались в местах пустынных и диких и, конечно, привлекали к себе население, которому было удобнее и духовно радоснее и прочнее жить при них. Таким образом, они являлись истинными рассадниками жизни и просвещения, своего рода колонизаторами; они развивали земледелие, строительство, насаждали ремесла и на культуре духа закладывали основу государственности. Именно от этих школ-монастырей селяне переняли основы своей сельской общины, которой так восторгались лучшие умы прошлого века: Герцен, Чернышевский и др., - которые видели в ней зародыш будущей России.
"Через многие испытания прошла Земля Русская, но все они лишь послужили к ее очищению и возвеличиванию - так было, так будет. Сильна Россия мощью Светоносного Вождя и Хранителя своего! Кто может сказать, что мощь его, неотступно стоящая на дозоре, не ждет срока, записанного в Скрижалях Небесных?
Уже незреченные касания Его достигают многих сердец, и трепещут они в радостном предчувствии Новой Зари. Вновь, как и в грозное время очищения Московского Государства от разбойников, повсюду встают видения Преподобного. Разнообразны они: вот Он в Вихре Огненном, вот Один в сиянии серебрянном, с поднятой чашей; вот в сопровождении двух сподвижников, низко опущены схимы на лики их; вот стан, во мгле серебристой, не видать конца края его, и стяг Преподобного реет высоко над ним; вот благодать несется незримая, толпы народа спешат, праздничные одежды; вот слышен призыв Его пламенный, звучит в нем радость грядущему мощному строительству!"
Великий Сергий преподал нам всей своей жизнью законченное учение общины. Всякая попытка сделать из великого Строителя лубочного святого приводит к нелепости.
Закон бесстрашия, закон отказа от собственности, закон достоинства человеческой личности, вне классов и внешних отличий, закон реального знания, закон любви на основе самоосознания делают заветы Учителя непрерывной радугой радости каждого сердца русского.
"Пробьет час, Свыше предуказанный, и народ Земли Русской в порыве любви пламенной к родине своей, в подвиге духа, подымется под стягом Преподобного против безбожных за Святыню отечества, за достоинство свое, за благо народов!"